Фототерапия – метод воздействия на психологическое состояние ребенка и родителей посредством фотографии, который открывает путь к самопознанию, решению психологических проблем, способствует терапевтическому эффекту.
Практически любая фотография вызывает у ее автора определенные мысли, ассоциации и эмоции, поэтому многие психологи прибегают к помощи фотоснимков, чтобы решить глубинные нравственные проблемы, гармонизировать личность, развить творческие способности и чувство прекрасного.
Практически любая фотография вызывает у ее автора определенные мысли, ассоциации и эмоции, поэтому многие психологи прибегают к помощи фотоснимков, чтобы решить глубинные нравственные проблемы, гармонизировать личность, развить творческие способности и чувство прекрасного.
![](https://static.tildacdn.com/tild6365-6464-4831-b836-343737333830/igMcfI3fv9Q.jpg)
Дети и их родители, сами того не осознавая, почти каждый день используют возможности фототерапии:
- процесс фотографирования: исследование окружающей действительности, моделирование картинки, нахождение лучшего ракурса, создание фотографии;
- публикация фотографий в сети Интернет и иных СМИ как возможность поделиться своими эмоциями и впечатлениями о важном событии и получить обратную связь в виде отзывов и обсуждений;
- процесс позирования перед камерой в качестве модели: создание определенного образа и настроения;
- просмотр созданных фотографий и фотографий из семейных архивов, их обсуждение и анализ старых альбомов с пожелтевшими фото, подсознательное соединение себя с историей своего рода и семьи.
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-3733-4366-b261-623139326132/toup1GZTaqs.jpg)
Выделяют два типа фототерапии:
· Активная фототерапия. Человек самостоятельно делает фотоснимки, является автором и создателем фотопродукции. В данном случае фототворчество отражает внутренний мир автора, его позицию и отношение к какому-либо явлению или вопросу.
· Рецептивная фототерапия. Человек является воспринимающим субъектом творчества других людей. Для такой фототерапии выбираются уже кем-то созданные фотографии по определенной тематике. Посредством рассмотрения и анализа фотоснимков можно актуализировать латентные чувства, эмоции, осознать и понять сложные проблемы, увидеть пути их решения.
![](https://static.tildacdn.com/tild6137-6639-4964-a532-386135316538/samoilov_OLEG0505.jpg)
1. Фотографии, созданные ребенком совместно со своими замещающими родителями с помощью фотоаппарата. Это один из самых действенных видов фототерапии, который дает наибольшее количество эмоций и впечатлений, следовательно, самые быстрые результаты воздействия на психологическое состояние человека.
Техника выполнения:
Индивидуально или с помощью родителей ребенок создает фотоизображение по предложенной теме, например: «Мое настроение». После того, как фотография сделана, организатор занятия просит авторов изображения сосредоточиться на своих внутренних переживаниях, эмоциях, которые возникают у них в момент создания фотографии и при ее созерцании. Затем необходимо облачить чувства в слова – устно или письменно. На этом этапе (этапе «вербализации») у многих людей уже возникает озарение – понимание чего-то, что ранее не осознавалось и не замечалось. Кроме того, происходит, как правило, катарсис – очищение внутреннего мира от накопленных негативных эмоций.
Ожидаемый результат:
В процессе работы над фотографией эмоции и чувства ребенка начинают выходить наружу, во внешний мир, оставляя внутри чувство умиротворения, духовной наполненности и удовлетворения от занятий.
Техника выполнения:
Индивидуально или с помощью родителей ребенок создает фотоизображение по предложенной теме, например: «Мое настроение». После того, как фотография сделана, организатор занятия просит авторов изображения сосредоточиться на своих внутренних переживаниях, эмоциях, которые возникают у них в момент создания фотографии и при ее созерцании. Затем необходимо облачить чувства в слова – устно или письменно. На этом этапе (этапе «вербализации») у многих людей уже возникает озарение – понимание чего-то, что ранее не осознавалось и не замечалось. Кроме того, происходит, как правило, катарсис – очищение внутреннего мира от накопленных негативных эмоций.
Ожидаемый результат:
В процессе работы над фотографией эмоции и чувства ребенка начинают выходить наружу, во внешний мир, оставляя внутри чувство умиротворения, духовной наполненности и удовлетворения от занятий.
![](https://static.tildacdn.com/tild6662-3536-4964-a562-313530666432/CwECVJiUJag_1.jpg)
- Фотографии ребенка, сделанные другими людьми: родителями или профессиональным фотографом, где ребенок специально позирует.
Развитие уверенности, коммуникабельности, повышение самооценки, актуализация творческих способностей ребенка. Пропаганда семейных форм устройства детей.
Фототерапия отличается мягкостью и бережностью по отношению к внутреннему миру ребенка. Это прекрасный способ самопознания и саморазвития, потому что посредством использования образов дети и родители получают прямой путь к бессознательному, следовательно, могут открыть безграничные внутренние ресурсы для движения вперед.