Полезное

Мотивация достижения подростков из замещающих семей

Подростковый возраст – важный период становления и развития личности человека, а его особенности часто оказывают определяющее влияние на всю последующую жизнь человека. Однако подростки, оставшиеся без попечения родителей, в отличие от своих «благополучных» сверстников, проходят совершенно иной путь развития.

У подростков, оставшихся без попечения родителей, отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентированность на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное содержание образа самого себя, сниженное отношение к себе, пристрастность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность поведения, ситуативность мышления и поведения [2, с. 237].

Е.С. Жильцова указывает, что замещающая семья – это одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Замещающая семья, так же как и кровная, несет полную ответственность за воспитание, развитие и образование приемного ребенка и должна готовить его к самостоятельной жизни [4, с. 74].

З.И. Лаврентьева утверждает, что приемные родители, как и любые родители, реализуют общечеловеческие ценности семьи, проявляя к ребенку материнскую заботу и любовь. Вместе с тем предполагается, что они, как профессионалы, обеспечивают ребенку особую помощь и поддержку. Более того, они апробируют инновационные модели поддержки сирот [5, с. 25].

Особое значение для развития в подростковом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения в учебной, трудовой, коммуникативной и других видах деятельности подростков. Мотивация достижения изучалась как отечественными (В.А. Кручинин, М.В. Кондрать, М.В. Матюхина, Н.И. Мешков и др.), так и зарубежными (Г. Мюррей, Д. Аткинсон, Ф. Хоппе и др.) учеными. Они говорят о том, что мотив есть высшая форма побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой [8]. Под мотивацией достижения Т.А. Саблина указывает стремление человека выполнять дело более качественно, по-новому (творчески), на высоком уровне трудности или скорости [7, с. 37]. На то, что успешность учебной деятельности может быть связана с мотивацией достижения и мотивацией избегания неудачи, указывал A.A. Реан. Он отмечал, что у отличников зачастую преобладает мотив достижения. Также он указывает на то, что высокие оценки могут быть результатом преобладания мотива избегания, когда ученик стремится получить высокий балл, лишь бы не оказаться последним, отстающим [6, с. 58].

Мотивационная сфера подростков, которые имеют статус социальной сироты, развивается хуже, чем у их сверстников, воспитывающихся в родных семьях. В частности, у них меньше представлены мотивы, связанные с развитием личности. В целом мотивы воспитанников интерната более однообразны и бедны, чем у обычных подростков.

Еще одна отличительная особенность – связанность, ограниченность мотивации ситуацией актуальной жизнедеятельности. В детском доме и приюте преобладают мотивы, ориентирующие подростка на сегодняшний день или ближайшее будущее, что отражает ограниченность временной перспективы [2, с. 237].

Е.А. Булатова отмечает, что у подростков, лишенных родительского попечительства, выявлен низкий уровень сформированности мотивации достижения успеха. Причиной этого является преобладание у воспитанников экстернальной позиции субъективного контроля. Экстернальность указывает на неспособность к регуляции поведения при неуспехах, при этом недооценивается цель достижения и сам процесс достижения. Анализ ключевых категорий мотивации достижения, соотнесенный с последовательностью разворачивающейся структуры деятельности, свидетельствует о фрагментарности деятельности достижения подростков, лишенных родительского попечительства. В ней превалирует боязнь неудачи, что и приводит к выраженной неуверенности в успехе [3, с. 74].

Теоретический анализ показал достаточную изученность мотивации достижения как психологической категории, но она продолжает быть актуальной темой в системе образования. В связи с этим было решено изучить подростков, воспитывающихся в замещающих семьях.

В своем исследовании мы попытались изучить особенности уровня развития мотивации достижения подростков, воспитывающихся в замещающих семьях в рамках реализации проекта «Перемена» − система арт-терапевтической помощи замещающим семьям».

Гипотезу исследования поставили следующую: предполагается, что у подростков из замещающих семей присутствуют низкие показатели мотивации достижения успеха, превалирует избегание неудачи и боязнь неудачи. Для этого изучения были использованы проверенные практиками методы: констатирующий эксперимент и тест Х.Д. Шмальта «решетка МД» (в адаптации Н.В. Афанасьевой) [1].

В исследовании приняли участие 15 подростков в возрасте 12–13 лет, воспитание которых осуществляется в такой форме семейного устройства, как приемная семья. На этапе обработки эмпирических результатов теста осуществлялся подсчет первичных тестовых результатов по основным мотивационным тенденциям: НУ, БН1 и БН2.

Шкала НУ: «Надежда на успех», концепт хорошей собственной способности и уверенность в успехе.

Шкала БН1: концепт недостаточной собственной способности и активное избегание неудачи.

Шкала БН2: боязнь неудачи.

По результатам теста Х.Д. Шмальта (в адаптации Н.В. Афанасьевой), полученные данные были переведены в проценты, приведенные в таблице 1.
Примечание: НУ – надежда на успех; БН1 – избегание неудачи; БН2 – боязнь неудачи.

По таблице 1 видно, что большинство подростков имеют мотивационную тенденцию «избегание неудачи». В меньшей степени проявляется «надежда на успех».

Таким образом, можно заключить, что у большинства приемных подростков мотивация достижений характеризуется низким уровнем выраженности, т.е. низкие показатели мотивации достижения успеха, превалирует избегание неудачи и боязнь неудачи.

Мотивационная тенденция «надежда на успех» по сферам достижения у подростков была представлена следующим образом (в порядке убывания):

1) самоутверждение;

2) предметно-манипулятивная;

3) физическая деятельность;

4) учебная деятельность;

5) деятельность по оказанию помощи;

6) спортивная деятельность;

7) музыкальная деятельность.

Таким образом, было отмечено, что приоритетными сферами успеха у подростков являлись сфера самоутверждения, предметно-манипулятивная, физическая деятельность, учебная деятельность. Выраженность мотивационной тенденции «боязнь неудачи» по сферам распределилась следующим образом (в порядке убывания):

1) самоутверждение;

2) учебная деятельность;

3) спортивная деятельность;

4) деятельность по оказанию помощи;

5) предметно-манипулятивная;

6) физическая деятельность;

7) музыкальная деятельность.

Таким образом, видно, что приоритетными сферами «боязни неудачи» у испытуемых являлись сфера самоутверждения, учебная деятельность, спортивная деятельность. Боязнь социальных последствий неудачи была связана с выделенными в тесте сферами следующим образом (в порядке убывания):

1) учебная деятельность;

2) самоутверждение;

3) предметно-манипулятивная;

4) физическая деятельность;

5) деятельность по оказанию помощи;

6) спортивная деятельность;

7) музыкальная деятельность.

Таким образом, можно отметить, что социальное давление подростки испытывают максимально в сфере учебной деятельности. Это объясняется тем, что мотивы учебной деятельности требуют подкрепления в доме (семье), который имеет чаще всего неустойчивое положение в глазах приемных подростков, кроме этого, многие пережили ситуацию семейной депривации.

Список использованных источников:

1. Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9–11 лет. МД решетка Х.Д. Шмальта/Н.В. Афанасьева.– М.: Когито-Центр, 1998.– 76 с.

2. Базарова Е.Б. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.Б. Базарова// Вестник Бурятского государственного университета.– 2011.– № 5.– С.236–243.

3. Булатова Е.А. Формирование мотивации достижения успеха у подростков, лишенных родительского попечительства: дис. канд. психол. наук / Е.А. Булатова. – Нижний Новгород, 2008. – 208 с.

4. Жильцова Е.С. Особенности воспитания ребенка в замещающих семьях / Е.С. Жильцова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 1. – Том II (Психологопедагогические науки). – С. 73–77.

5. Лаврентьева З.И. Приемная семья как социально-педагогический феномен: монография / З. И. Лаврентьева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 218 с.

6. Реан A.A. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан. – СПб. : Речь, 2003. – 185 с.

7. Саблина Т.А. Изучение и формирование мотивации достижений у студентов психологического факультета / Т.А. Саблина // Высшее образование. – 2012. – № 16. – С. 37–39.8. Яшкова А.Н. Проблема мотивации в психологической науке / А.Н. Яшкова, Н.И. Мешков // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 4 (20). С. 50–54[1].

[1]Москалева Т.В. Мотивация достижения подростков из замещающих семей / Т.В. Москалева, А.Н. Яшкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: сборник научных трудов. – 2016. - С. 259.
АВТОРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
МОСКАЛЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - студентка факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

ЯШКОВА АКСАНА НИКОЛАЕВНА - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой
специальной и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Made on
Tilda