Полезное

Особенности проявления эмпатии родителей замещающих семей

Эмпатия – это социально-психологическое свойство личности, проявляющееся в способности к сопереживанию, сочувствию другому.

Эмпатия включает в себя: 1) способность эмоционально реагировать на переживания другого; 2) способность распознавать эмоциональные состояния другого и в уме переносить себя в мысли, чувства и действия другого; 3) способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.

Исследования показывают, что эмпатия играет ведущую роль в социальной перцепции (восприятии), способствует более эффективному познанию людьми друг друга, в частности, их эмоциональных состояний, и переживаний. Она выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая выработку наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников межличностной коммуникации.

Личность, обладающая данным личностным свойством, характеризуется развитым умением чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на усиление благополучия общения и деятельности с людьми.

Эмпатия в отношениях родителей и детей очень важна, особенно в замещающих семьях, где информация сначала воспринимается на уровне переживаний, а после адаптации членов семьи подключается рациональность, понимание переживаний, установление их причинно-следственных связей. Эмпатия в семье проявляется в том случае, когда родители понимают чувства детей, принимают участие в их делах и разрешают им делать выбор решений, быть самостоятельными.

Исследования психологов (С.Н. Сорокоумова [2], С.П. Тищенко [3], Г.Т. Хоментаускас [4], В.П. Кузьмина [1] и др.) показывают, что родители во взаимодействии с детьми должны ориентироваться на эмоциональную сторону отношений, поскольку только через принятие ребенка возможно выстроить доверие и открытость со стороны последнего.

Так, С.П. Тищенко указывает, что под влиянием оценочных воздействий родителей у детей проявляются либо уверенно-оптимистические, либо тревожно-пессимистические ожидания. Уверенно-оптимистические ожидания оценочных воздействий способствуют формированию у детей положительной направленности на близких взрослых. Такое обстоятельство позволяет утверждать об эмпатии как социально-важном качестве замещающих родителей для успешного воспитания и развития приемного ребенка в семье [3].

Изучение уровня эмпатии у замещающих родителей эмпирически было изучено в пилотном исследовании в рамках проекта «Перемена» − система арт-терапевтической помощи замещающим семьям», который был направлен на повышение адаптивных возможностей замещающей семьи и ребенка в ней методами арт-терапии. Эмпатия измерялась у них с помощью методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Принимало участие 43 замещающих родителя, в семье которых находятся дети от 6 до 15 лет. Опрос осуществлялся в группе, стимульный материал предъявлялся индивидуально.

В результате изучения уровня эмпатии у замещающих родителей выявлено, что основная их масса (65,1%) имеют средний и близкий к среднему уровень ее развития, то есть имеют некую норму развитости эмпатийных способностей. Это может указывать на то, что данная категория родителей владеет способностью понимать эмоциональное состояние других людей, сочувствовать и сопереживать им.

У оставшейся части приемных родителей (34,9%) определены отдельные каналы эмпатии, с помощью которых они чувствуют окружение и людей в нем. Рассмотрим их:

60% родителей характеризуются преобладанием проникающей способностью эмпатии, которая проявляется в способности создавать атмосферу открытости и доверительности, особой теплоты человеческих отношений с помощью коммуникации (задушевных бесед);

40% замещающих родителей характеризуются преобладанием установочных тенденций, которые могут ограничивать диапазон отзывчивости и объективного восприятия другого, но в то же время делает эмоциональное общение по установленным нормам и ценностям, усвоенным родителями, которые их переносят в семью;

40% родителей имеют преобладание эмоционального канала эмпатии, позволяющего сопереживать, прогнозировать и эффективно взаимодействовать с другим только в том случае, если произошла эмоциональная подстройка к этому другому, эмоциональное соучастие и сопереживание, что выполняет роль связующего звена между родителем и ребенком;

30% родителей характеризуются преобладанием рационального канала эмпатии, позволяющего понимать сущность состояния, проблем, поведения другого человека, в том числе ребенка;

8% родителей характеризуются преобладанием интуитивного канала эмпатии, позволяющего понимать другого человека (ребенка) в условиях нехватки объективной информации, с опорой на собственный опыт, вне зависимости от существующих стереотипов;

8% замещающих родителей используют такой канал эмпатии как идентификация, что позволяет понять ребенка посредством умения поставить себя на его место и испытывать те же состояния, переживания по поводу сложившейся жизненной ситуации.

Таким образом, обобщая результаты исследования можно говорить, что основная масса замещающих родителей имеют определенный уровень эмпатии с индивидуальными характеристиками, вполне достаточными для возможности установления эффективных межличностных отношений с приемными детьми, а также использовать её для продуктивной адаптации семьи и приемного ребенка в ней. Эмпатия ещё может быть ресурсом (источником энергии, помощником) для замещающих родителей для разрешения сложных ситуаций общения и взаимодействия внутри семьи.

Список использованных источников:

1. Кузьмина В.П. Проблема влияния детско-родительских отношений на формирование эмпатии у детей / В. П. Кузьмина. – Вестник Вятского государственного университета. – 2009. – Т. 1. – № 2. – С. 121-125.

2. Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатийных детско-родительских отношений в семье / С. Н. Сорокоумова // Студенческий гений - 2006. Сборник статей. – Н. Новгород: Департамент образования Нижегородской области, МГЭИ, НФ МГЭИ, 2006.– С. 196-204

3. Тищенко С.П. Особенности переживаний детьми отношения к ним взрослого / С. П. Тищенко // Воспитание дошкольников в семье: Вопросы теории и методики / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979. – С. 62-76.

4. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 169 с.
АВТОРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
БУЯНОВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

ЯШКОВА АКСАНА НИКОЛАЕВНА - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Made on
Tilda