Полезное

Сказкотерапия

Сказкотерапия – самый доступный способ донести до ребёнка причинно-следственные связи событий и поступков, заложить в детскую душу ценностные ориентиры и найти своё место в таком большом пока для него мире. Проработка с помощью сказки тех или иных жизненных ситуаций, отождествление себя с главным героем и сопереживание ему – дают возможность освободиться от негативных эмоций, открыть способность к созиданию и гармонизировать отношения в семье.

Если сказка подобрана удачно, ребёнок «встраивает» её послание в свой жизненный сценарий. Особенно полезно, когда ребёнок попросит повторить ему эту сказку неоднократно. Именно так происходят глубокие изменения в жизни ребёнка.

Сейчас сказкотерапию считают наиболее мягким методом психотерапии. Он работает без ограничений и является чрезвычайно эффективным.

Лучшие результаты можно наблюдать в работе с детьми, которые активно сопереживают сказочным героям. Как мы знаем, в раннем возрасте у детей преобладает тип мышления, ориентированный на целостное образное осмысление информации, эмоционально – чувственное восприятие мира. Поэтому важная для ребенка информация лучше усваивается через яркие образы.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя:

Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляются себя, а значит, идентифицируют, с каким-нибудь любимым животным.

Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка. Например, девочке необходимы сказки, где к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне и все заканчивается свадьбой. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории про богатырей или рыцарей, но никак не про роботов или монстров.

Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно всё, а значит все события без критики принимаются слушателем и работают на более глубинном уровне.
Как создать терапевтическую сказку?

  • Выбор героя, похожего на ребенка, по половому признаку, возрасту или характерному поведению.
Главным героем сказки может быть очень большой спектр персонажей: это и обычные предметы, животные, просто люди, волшебники, природные явления, да, собственно, всё, что угодно, ведь это ваш волшебный мир. Отталкиваться нужно от того, что нравится вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции. Важно, чтобы главный герой был «созвучен» ребенку, и, возможно, чем-то был на него похож (но не обязательно во всём, не должно быть 100 процентного узнавания), отражал его некоторые черты характера и включал те особенности поведения, которые вы хотели бы проработать. Выдуманное имя также может отразить характер персонажа. Например, такое забавное имя для застенчивого дракончика – Заёлочкин (отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым)
  • Описать жизненные обстоятельства героя в сказочной форме, найти похожесть.
  • Ввести героя в проблемную ситуацию, подобную той, что переживает ребёнок. Например, («Дед и баба отвели курочку Рябу до детсада…» «Колобок захотел научиться читать, но у него ничего не получалось» и т. д.)
Исходить нужно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформированные в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чём причина конфликта, т.е. что же на самом деле вызывает нежелательное поведение? Дети постарше даже могут сформулировать это самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведёт себя так, а не иначе? Определив всё это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает наш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.
  • Найти вместе с героем сказки пути преодоления проблемы, показать ситуацию с разных сторон.
Образы друзей и помощников – это олицетворение потенциальных способностей главного героя. Например, в случае неправильного поведения главного героя, друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения. А враги и препятствия – это страхи и неверие в самого себя.
Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи.
Они нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможный репертуар действия в сложных ситуациях, т.е. показать: можно справиться так, а вот смотри, есть и ещё такой способ. В метафорической форме некоторые сложности в преодолении препятствий могут решаться разными путями, например:

Прямая агрессия: сразить дракона мечом, т.е. решить проблему с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Другой вариант - использование хитрости, умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть её в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают полезнее физической силы. (Пример с Котом в сапогах, победившим Людоеда).

Использование волшебных предметов и помощников (передача герою оберегающих его предметов-талисманов, внушение чувства защищённости и уверенности);

Совет мудреца. Например, главный герой получает совет крайне уважаемого персонажа в волшебной стране и следует ему.

А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия.
Получены новые знания, опыт правильного поведения, но он ещё должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей ещё необходимы подбадривание, похвала, которые придают уверенности в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление своих внутренних барьеров и страхов или изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.

Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.
Наконец-то герой становится уверенным, что делает всё правильно, потому что он получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает – он справился со всеми сложностями и стал другим.

  • Проговаривать вывод, привлекая ребенка.
Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя. Получение новых возможностей благодаря победе над собой.

Вопросы к сказке. Их также можно придумать вместе с ребёнком. Проработка вопросов даёт ребёнку обратную связь, т.е. как могут оценивать поведение главного героя окружающие, и что они при этом чувствуют.

О чём эта сказка, чему она нас учит?

Почему герой поступает именно так?

Чего он хотел на самом деле?

Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой главный герой, по сути?

Чтобы мы не делали, какие бы новые или давно забытые технологии, формы, методы и приёмы не использовали, главным и самым важным заданием является и остаётся обеспечить, создать и поддержать ребёнка, помочь чувствовать себя счастливым, беззаботным.
Терапевтические методы работы со сказкой

· обсуждение готовой сказки – какой герой тебе понравился? что запомнилось? какая ситуация поразила? что хотелось бы изменить?

· создание сказки ребёнком – с помощью вопросов и без них;

· драматизация сказки – игра по ролям;

· арт – терапевтическая работа по сюжету сказки – рисование, лепка из глины или пластилина, двигательная терапия, музыкотерапия, и тому подобное.

Читать сказку должен взрослый, которому ребёнок целиком и полностью доверяет, и если есть какие-то конфликты и непонимание в отношениях с ребёнком, то сначала нужно из них выйти (самостоятельно или с помощью профессионала).

Если Вы прорабатываете какие-либо волнующие ребёнка вопросы или его страхи важен телесный контакт: посадите на колени, обнимите, ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, когда он будет встречаться с тем, что его особенно волнует.

Неторопливым, спокойным голосом читайте ребенку. Интонации и ваш голос должен передавать атмосферу сказки, диалоги также должны быть прочитаны эмоционально.

Если ребёнок совсем маленький или быстро устает, то обсуждение можно сделать немного отстроченным, вернуться к этой сказке ещё раз, пересказав краткое содержание.

Как и в любой ситуации психологической работы, у детей постарше может возникнуть сопротивление, нежелание отождествлять себя с главным героем. Никогда не надо указывать этого напрямую, т.е. говорить вот ты ведёшь себя точно также и т.п. Это и так произойдёт, если сказка попала «в точку», особенно когда ребёнок понимает, что персонаж изначально ведёт себя не очень красиво. В этом случае опирайтесь на положительные изменения, которые произошли в поведении главного героя в результате определённых событий, сконцентрируйтесь на том, что любой человек может исправиться – главное, верить в него.

Для работы с определённой проблемой неплохо подобрать слова, которые как можно лучше будут способствовать её решению. Например, в книге Джойс Миллс и Ричарда Кроули «Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка» есть сказка, работающая с энурезом. Авторы используют следующие слова: контролировать, удерживать, отпускать и т.д., всё то, что даёт возможность психологически контролировать свой мочевой пузырь. А главный герой – слонёнок, который не умеет удерживать воду в своём хоботе и постепенно учится это делать.

Замечательные приёмы, которые помогут Вам творчески подойти к написанию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.

Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю, используя эти слова.

Ввести уже в известную ребенку сказку комического персонажа или придумать продолжение.

Игра - наоборот. Несоответствие характера образу, например, как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная ….»

Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.

Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, бумага, ветер и что же произошло дальше?

Необычный герой – предмет, который оживает, или существо, которое вообще не существует в природе и придумано Вами.

Сказка, где Ваш ребёнок является главным действующим персонажем. Здесь важно, чтобы он выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми сложностями на пути (даже если в жизни он неуверенный, робкий, застенчивый). Так родители могут передать своему ребенку надежду на успех авансом.
Made on
Tilda