Семья является главной средой развития человека. Именно родители и близкие родственники оказывают основное влияние на становление ребенка как личности. Она приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам. В семье он получит поддержку и полноценное развитие, и, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью.
Но, к сожалению, не все дети имеют возможность расти в семье и брать примеры семейных отношений. По тем или иным причинам они становятся сиротами и вынуждены жить в детских домах. Дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют собой определенную группу, которая без помощи и поддержки государства, социальных институтов не способна приобрести социально приемлемые адаптированные формы в современном обществе. Практика показывает, что многие дети, воспитывающиеся в детских домах, подвержены влиянию деструктивных тенденций. Поэтому альтернативой детским домам выступает замещающая семья.
Замещающая семья – семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая на основе договора, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями [3].
Если нет возможности сохранить для ребенка полноценную семью, то лучшим вариантом можно считать определение его в замещающую семью, где ребенок сможет впитать в себя культурные и моральные ценности, социальные знания и умения для общения с окружающими людьми и самореализации.
Люди, воспитывающие приемных детей, должны обладать следующими особенностями: быть физически и психически здоровыми; им необходимо находиться в том возрасте, который соответствует возрасту приемного ребенка с точки зрения естественной возрастной разницы между родителями и детьми; быть продуктивными и оптимистичными замещающими родителями, обеспечивающими общее развитие ребенка, его оптимальное включение в жизнь и деятельность общества [1].
Не стоит забывать, что семья постепенно вводит ребенка в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребенок становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, общение с представителями разных поколений, родственниками [2].
Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру – зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [4].
В настоящее время проблема взаимодействия в замещающих семьях является менее изученной в психологии, чем остальные. В нашем исследовании мы попытались ответить на следующий вопрос: какие же взаимоотношения в замещающих семьях?
В исследовании приняли участие 10 замещающих семей. К ним были применены следующие диагностические методы: методика «Рисунок семьи», опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковской).
На первом этапе была проведена методика «Рисунок семьи», которая помогла нам определить особенности внутрисемейных отношений, прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. В результате эмпирического исследования было интерпретировано 10 работ детей.
Рисунки показали, что у большинства детей положительные взаимоотношения в семье. Только у двух ребят близость с взрослыми членами семьи низкая. У более половины испытуемых прослеживается некая конфликтная ситуация в семье, что может быть результатом чрезмерной требовательности (контроля) со стороны замещающих родителей. Не следует забывать и о возрастных особенностях детей. Испытуемые находятся на стадии переходного подросткового возраста, что характеризуется психофизической перестройкой организма, эмоциональной и морально-ценностной неустойчивостью личности.
Опираясь на результаты можно говорить, что большинство детей чувствуют себя нужными в замещающих семьях, частью семьи, а значит детско-родительские отношения могут быть продуктивными для личностного становления подростков.
Для изучения детско-родительских взаимодействий был использован опросник на взаимодействие в системе «родитель−ребенок» (И.М. Марковской). В результате применения данного метода было интерпретировано 15 работ замещающих родителей.
Таблица 1
Но, к сожалению, не все дети имеют возможность расти в семье и брать примеры семейных отношений. По тем или иным причинам они становятся сиротами и вынуждены жить в детских домах. Дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют собой определенную группу, которая без помощи и поддержки государства, социальных институтов не способна приобрести социально приемлемые адаптированные формы в современном обществе. Практика показывает, что многие дети, воспитывающиеся в детских домах, подвержены влиянию деструктивных тенденций. Поэтому альтернативой детским домам выступает замещающая семья.
Замещающая семья – семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая на основе договора, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями [3].
Если нет возможности сохранить для ребенка полноценную семью, то лучшим вариантом можно считать определение его в замещающую семью, где ребенок сможет впитать в себя культурные и моральные ценности, социальные знания и умения для общения с окружающими людьми и самореализации.
Люди, воспитывающие приемных детей, должны обладать следующими особенностями: быть физически и психически здоровыми; им необходимо находиться в том возрасте, который соответствует возрасту приемного ребенка с точки зрения естественной возрастной разницы между родителями и детьми; быть продуктивными и оптимистичными замещающими родителями, обеспечивающими общее развитие ребенка, его оптимальное включение в жизнь и деятельность общества [1].
Не стоит забывать, что семья постепенно вводит ребенка в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребенок становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, общение с представителями разных поколений, родственниками [2].
Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру – зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [4].
В настоящее время проблема взаимодействия в замещающих семьях является менее изученной в психологии, чем остальные. В нашем исследовании мы попытались ответить на следующий вопрос: какие же взаимоотношения в замещающих семьях?
В исследовании приняли участие 10 замещающих семей. К ним были применены следующие диагностические методы: методика «Рисунок семьи», опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковской).
На первом этапе была проведена методика «Рисунок семьи», которая помогла нам определить особенности внутрисемейных отношений, прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. В результате эмпирического исследования было интерпретировано 10 работ детей.
Рисунки показали, что у большинства детей положительные взаимоотношения в семье. Только у двух ребят близость с взрослыми членами семьи низкая. У более половины испытуемых прослеживается некая конфликтная ситуация в семье, что может быть результатом чрезмерной требовательности (контроля) со стороны замещающих родителей. Не следует забывать и о возрастных особенностях детей. Испытуемые находятся на стадии переходного подросткового возраста, что характеризуется психофизической перестройкой организма, эмоциональной и морально-ценностной неустойчивостью личности.
Опираясь на результаты можно говорить, что большинство детей чувствуют себя нужными в замещающих семьях, частью семьи, а значит детско-родительские отношения могут быть продуктивными для личностного становления подростков.
Для изучения детско-родительских взаимодействий был использован опросник на взаимодействие в системе «родитель−ребенок» (И.М. Марковской). В результате применения данного метода было интерпретировано 15 работ замещающих родителей.
Таблица 1
По данным опросника выявлено, что большинство родителей свои действия видят авторитетными. Только у двух испытуемых низкий уровень данной позиции, а у 30% родителей прослеживается неуверенность в реализации воспитательных функций. Эмоциональная близость с детьми у большинства наблюдается на высоком уровне, что говорит о преобладающих теплых отношениях в домашних условиях. Замещающие родители довольны своими отношениями с детьми.
Таким образом, изучив результаты диагностического исследования, мы можем говорить о взаимном принятии детей и родителей в замещающей семье, об успешной адаптации приемного ребенка к новой семье, о сотрудничестве и согласии в ней, о возрастных трудностях подростков, с которыми семья справляется.
Список использованных источников:
1. Ершова Н.М. Воспитание детей в неполной семье / Н. М. Ершова. – М., 1980. – 208 с. 2.
2.Гринбер С.Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е. В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова. – СПб: Речь, 2007. – 352 с.
3. Захарова Ж.А. Замещающая семья /Ж.А. Захарова, И.И. Осипова.– Москва – Кострома, 2005.– 95 с.
4. Яшкова А.Н. Типы межличностных отношений в группе подростков при различном социальном статусе / А.Н. Яшкова, Ю.Н. Нижегородова // Огарев оnline: электронное периодическое издание для студентов и аспирантов. – 2015. – Вып. 23 [Электронный ресурс][1].
[1]Нижегородова Ю.Н. Изучение межличностных отношений в замещающих семьях / Ю.Н. Нижегородова, А.Н. Яшкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: сборник научных трудов. – 2016. - С. 264.
Таким образом, изучив результаты диагностического исследования, мы можем говорить о взаимном принятии детей и родителей в замещающей семье, об успешной адаптации приемного ребенка к новой семье, о сотрудничестве и согласии в ней, о возрастных трудностях подростков, с которыми семья справляется.
Список использованных источников:
1. Ершова Н.М. Воспитание детей в неполной семье / Н. М. Ершова. – М., 1980. – 208 с. 2.
2.Гринбер С.Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е. В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова. – СПб: Речь, 2007. – 352 с.
3. Захарова Ж.А. Замещающая семья /Ж.А. Захарова, И.И. Осипова.– Москва – Кострома, 2005.– 95 с.
4. Яшкова А.Н. Типы межличностных отношений в группе подростков при различном социальном статусе / А.Н. Яшкова, Ю.Н. Нижегородова // Огарев оnline: электронное периодическое издание для студентов и аспирантов. – 2015. – Вып. 23 [Электронный ресурс][1].
[1]Нижегородова Ю.Н. Изучение межличностных отношений в замещающих семьях / Ю.Н. Нижегородова, А.Н. Яшкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: сборник научных трудов. – 2016. - С. 264.
АВТОРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
НИЖЕГОРОДОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА - студентка факультета психологии и дефектологии
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
ЯШКОВА АКСАНА НИКОЛАЕВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
НИЖЕГОРОДОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА - студентка факультета психологии и дефектологии
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
ЯШКОВА АКСАНА НИКОЛАЕВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия