Изотерапия – психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства – одно из основных и часто используемых направлений арт-терапии, причем как в пассивной – использование готовых произведений искусства, так и в активной форме – создании собственных творений.
Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Поэтому рисование широко используют в терапевтических целях для снятия психического напряжения, стрессового состояния, при психологической коррекции страхов, переживаний.
Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Поэтому рисование широко используют в терапевтических целях для снятия психического напряжения, стрессового состояния, при психологической коррекции страхов, переживаний.
Структура занятий по изотерапии делится на 3 этапа.
- Подготовительный. Приветствие, разминка, создание атмосферы доверия. Коллективные упражнения, направленные на сплочение детско-родительских отношений и установление эмоционального контакта.
- Основной. Изобразительные упражнения и изотехники. Развитие психических процессов, проявление эмпатии, формирование доверительных чувств. В терапевтических целях во время рисования необходимо акцентировать внимание детей на их ощущениях, эмоциях, настроении.
- Заключительный. Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе.
«Семья» (7 – 12 лет)
Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.
Инструкция: ребенок раскрашивает шаблоны фигур (женской, мужской, детской), создает сюжетную композицию, тем самым воспроизводит картину существующих семейных отношений, комментирует свою работу.
Педагог-психолог выявляет проблемные стороны, совместно с приемными родителями находят пути их разрешения.
Ожидаемый результат: стабилизация детско-родительских отношений, гармоничное распределение внутрисемейных ролей, формирование позитивного образа приемной семьи.
Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.
Инструкция: ребенок раскрашивает шаблоны фигур (женской, мужской, детской), создает сюжетную композицию, тем самым воспроизводит картину существующих семейных отношений, комментирует свою работу.
Педагог-психолог выявляет проблемные стороны, совместно с приемными родителями находят пути их разрешения.
Ожидаемый результат: стабилизация детско-родительских отношений, гармоничное распределение внутрисемейных ролей, формирование позитивного образа приемной семьи.
«Разноцветные камешки» (7 – 12 лет)
Цель: снятие внутреннего напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
Инструкция:
1 вариант: ребенок раскрашивает морские камешки так, как он захочет, составляет из них композиционную картинку (цветок, солнце, сердце, радуга).
2 вариант: ребенок превращает морской камешек в божью коровку, землянику или рыбку.
3 вариант: ребенок, работая с природными материалами: морскими камешками, ракушками, – создает морской пейзаж.
Ожидаемый результат: психоэмоциональная разрядка, творческое самовыражение.
Цель: снятие внутреннего напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
Инструкция:
1 вариант: ребенок раскрашивает морские камешки так, как он захочет, составляет из них композиционную картинку (цветок, солнце, сердце, радуга).
2 вариант: ребенок превращает морской камешек в божью коровку, землянику или рыбку.
3 вариант: ребенок, работая с природными материалами: морскими камешками, ракушками, – создает морской пейзаж.
Ожидаемый результат: психоэмоциональная разрядка, творческое самовыражение.
ФИТОПЕЧАТЬ (долой скучные гербарии)
Фитопечать – это очень интересный и простой способ изобразительного искусства. Даже самые маленькие детки смогут его освоить. Картины получаются яркие и насыщенные, а процесс становится увлекательным.
Что необходимо:
- Листья с деревьев и кустарников. Чем разнообразнее, тем лучше.
- Восковые мелки.
- Бумага.
Процесс
- Раскладываем гербарий из листьев
- Накладываем на него лист бумаги
- Разрисовываем этот лист разноцветными восковыми мелками (торцевой стороной)
Фитопечать – это очень интересный и простой способ изобразительного искусства. Даже самые маленькие детки смогут его освоить. Картины получаются яркие и насыщенные, а процесс становится увлекательным.
Что необходимо:
- Листья с деревьев и кустарников. Чем разнообразнее, тем лучше.
- Восковые мелки.
- Бумага.
Процесс
- Раскладываем гербарий из листьев
- Накладываем на него лист бумаги
- Разрисовываем этот лист разноцветными восковыми мелками (торцевой стороной)
ФИТОПЕЧАТЬ (долой скучные гербарии)
Картины с помощью листьев и красок.
Что необходимо:
- Листья деревьев и кустарников. Чем разнообразнее листья, тем интереснее получится рисунок.
- Краски (гуашь)
- Бумага
- Ватные палочки
- Фантазия
Процесс
- Красим лист (с более рельефной стороны) гуашью.
- Накладываем его на бумагу и аккуратно придавливаем. На бумаге получится отпечаток листа.
- Делаем композицию из листьев, дорисовываем ветки и ягодки.
Кстати, ягодки очень удобно печатать ватными палочками.
Картины с помощью листьев и красок.
Что необходимо:
- Листья деревьев и кустарников. Чем разнообразнее листья, тем интереснее получится рисунок.
- Краски (гуашь)
- Бумага
- Ватные палочки
- Фантазия
Процесс
- Красим лист (с более рельефной стороны) гуашью.
- Накладываем его на бумагу и аккуратно придавливаем. На бумаге получится отпечаток листа.
- Делаем композицию из листьев, дорисовываем ветки и ягодки.
Кстати, ягодки очень удобно печатать ватными палочками.
«Овощные печати» (7 – 12 лет)
Цель: формирование адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне, утверждение творческой составляющей личности ребенка.
Инструкция: Из овощей вырезаются печати, с их помощью создаются красочные композиции.
Ожидаемый результат: правом использования печати обладают люди, которые достигли в жизни определенного статуса. Выполняя данную арт-методику, ребенок на подсознательном уровне начинает ассоциировать себя с успешным человеком, тем самым проецирует на свое поведение такие качества, как: уверенность, организованность, целеустремленность.
Цель: формирование адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне, утверждение творческой составляющей личности ребенка.
Инструкция: Из овощей вырезаются печати, с их помощью создаются красочные композиции.
Ожидаемый результат: правом использования печати обладают люди, которые достигли в жизни определенного статуса. Выполняя данную арт-методику, ребенок на подсознательном уровне начинает ассоциировать себя с успешным человеком, тем самым проецирует на свое поведение такие качества, как: уверенность, организованность, целеустремленность.