Полезное

Изучение детско-родительских отношений в приемных семьях

Одним из важных институтов социализации ребенка является семья. Именной в семье формируются социально-значимые качества ребенка, его личностные особенности, ценностные ориентации, мировоззренческие установки, способы и стили взаимодействия с окружающим миром.

Особую актуальность проблема формирования личности ребенка приобретает в контексте проблемы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из форм жизнеустройства детей-сирот является приемная семья.

По мнению ряда исследователей (К.Н. Белогай, Ж.В. Захарова, И.С. Морозова, А.А. Осипова, В.Н. Ослон, Т.О. Отт, Н.П. Петрова и др.), приемная семья имеет ряд особенностей. Во-первых, приемная семья основывается на договоре, который заключается между приемными родителями и органом опеки и попечительства. Во-вторых, труд родителей в приемной семье оплачивается. В-третьих, приемная семья является более открытой в силу того, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за реализацией воспитательных функций в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети из приемной семьи в любой момент могут быть изъяты. В-четвертых, в приемной семье не утрачивается связь детей с биологической семьей, он остается частью прежней семейной системы. В-пятых, пребывание ребенка в семье заканчивается по достижении им определенного возраста, и дети, чаще всего, об этом знают. Перечисленные особенности приемной семьи не могут не сказаться на взаимоотношениях родителей и детей в приемных семьях [1; 2; 4; 5].

Развитие детско-родительских отношений в приемных семьях имеет свои психологические особенности. Т.А. Куликова отмечает, что наиболее эффективными в качестве приемных оказываются семьи, находящиеся в состоянии «ожидания пустого гнезда», когда кровные дети готовы покинуть или уже покинули родительскую семью. Появление приемного ребенка позволяет безболезненно отделиться кровному и пережить кризис отделения без серьезных последствий для семейной системы [3].

Ж.А. Захарова выделяет два типа отношения к родным и приемным детям в замещающих семьях. Первый тип отношений характеризуется разделением детей на своих и приемных, сравнением родных и приемных детей. При этом сравнение, чаще всего, идет не в пользу приемного ребенка, поэтому у него может сформироваться страх, что от него откажутся. Второй тип отношения характеризуется тем, что родители относятся одинаково и к родным и к приемным детям. В этом случае определенные трудности испытывают родные дети – они теряют часть внимания, заботы и любви родителей. Для гармонизации детско-детских и детско-родительских отношений в обоих случаях родителям важно сделать родных детей союзниками в деле семейного устройства приемного ребенка: если родные дети будут уверенны, что их положение в семье прочно, они могут помочь родителям в выполнении замещающей функции [2].

Исследования процесса адаптации членов замещающей семьи друг к другу показывают, что через два года после помещения приемного ребенка в семью состояние эмоционального благополучия у кровных детей нормализуется, образуется новая подсистема, в которой кровные и приемные дети объединяются.

Другой особенностью приемных семей является установление границ между членами семьи и приемными детьми. По мнению приемных родителей, наиболее выраженные конфликты в семье связаны с установлением границ между членами семьи и приемными детьми. Чаще всего речь идет о деформации или ослаблении у детей-сирот «границ телесности» обусловленные опытом проживания в дисфункциональной биологической семье, длительным пребыванием в интернатных учреждениях.

Е.В. Герасимова указывает, что особое значение в приемной семье как в системе приобретают динамические процессы, обусловленные характером складывающихся взаимоотношений. Благоприятная атмосфера в семье и выстраивание в ней гуманных взаимоотношений – одно из непременных условий стабильности и воспитательной ценности приемной семьи [1].

Анализ литературы по проблеме воспитания детей в приемных семьях позволил выявить некоторые психолого-педагогические проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи в процессе реализации воспитательной функции.

К трудностям, с которыми сталкиваются приемные семьи можно отнести незнание особенностей психического развития детей, имеющих негативный опыт проживания в биологической семье; отсутствие готовности приемных родителей к трудностям и изменениям семейных отношений в связи с появлением приемного ребенка; конфликты с членами семьи, родными детьми из-за приемного ребенка; отсутствие умения адекватно реагировать на невротические реакции приемного ребенка, формировать здоровый образ жизни, помогать преодолевать конфликты с одноклассниками и взрослыми, предупреждать формирование деструктивных реакций у приемных детей.

Одним из факторов, способствующих оптимизации детско-родительских отношений в приемной семье является позитивное принятие ребенка. Позитивное отношение родителей к личности приемного ребенка, его трудностям и проблемам облегчает процесс вхождения ребенка в семью, адаптацию к укладу семьи, индивидуальным особенностям ее членов.

Существенно влияют на характер детско-родительских отношений психологические проблемы и у самого приемного родителя. По мнению В.Н. Ослон речь идет об отсутствии эмоционального контакта с ребенком, преувеличении ответственности за то, что происходит с приемным ребенком, неумении приемного родителя безусловно принять ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, повышенной требовательности к приемному ребенку, выраженной контролирующей стратегия поведения, отсутствии сотрудничества между родителем и ребенком; нетерпимости и непримиримости родителей к ошибкам ребенка. Успешное развитие и функционирование ребенка в приемной семье напрямую зависит от готовности будущих родителей к воспитанию ребенка в условиях приемной семьи [5].

Немаловажным фактором, оказывающим существенное влияние на отношения приемного родителя и ребенка, является благоприятная психологическая атмосфера в семье. Она способствует формированию системы правил и санкций взаимодействия между членами приемной семьи.

И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Т.О. Отт, изучая особенности детско-родительских отношений в приемных семьях, пришли к выводу, что приемные родители чаще замечают отрицательные характеристики приемных детей, оптимальный психологический контакт с детьми отсутствует, наличие несовершеннолетних родных детей увеличивает эмоциональную нагрузку на родителей и определяет выраженность эмоциональной дистанции с приемными детьми, несогласие кровных детей с деятельностью родителей снижает их эмоциональную удовлетворенность, микросоциальную адаптивность [4].

Таким образом, обзор литературы по проблеме исследования позволяет говорить, что процесс воспитания ребенка в приемной семье сопряжен с рядом трудностей, которые проявляются в виде отчужденности, негативных поведенческих реакциях, ухудшении атмосферы семейных отношений. Для профилактики и преодоления перечисленных трудностей необходимо соблюдение следующих условий: наличие развивающей среды; организация персонифицированного жизненного пространства; позитивное семейное общение, наличие семейных традиций, совместной деятельности.

Настоящее исследование посвящено изучению детско-родительских отношений в приемных семьях. В нем приняли участие 11 приемных семей, имеющих детей младшего школьного и подросткового возраста. Всего в исследовании приняли участие 11 приемных детей в возрасте 8 – 12 лет, и 22 родителя в возрасте 30 – 56 лет.

Для изучения детско-родительских отношений использовались следующие методики: 1) методика «Стратегии воспитания», 2) методика «Меры заботы», 3) методика Р. Жиля, 4) методика «Незаконченные предложения».

Описание результатов исследования детско-родительских отношений в приемных семьях начнем с анализа данных таблицы 1, в которой представлено процентное соотношение родителей, воспитывающих приемных детей, с разным стилем семейного воспитания.
Согласно данным таблицы 1, для основной массы родителей (72,7%), воспитывающих приемных детей, характерен демократический стиль воспитания. Значительно меньшее количество родителей придерживаются либерального стиля воспитания (13,6%), авторитарного (9,2%), авторитарно-демократического (4,5%). Таким образом, можно говорить о том, что большая часть родителей в замещающих семьях придерживается демократического стиля семейного воспитания, который характеризуется уважительным отношением к приемным детям, формированием у них самостоятельности, инициативности, чувства собственного достоинства.

Для изучения уровня родительской опеки в приемных семьях нами была использована методика «Меры родительской заботы». Полученные данные приведены в таблице 2.
Как можно видеть, данные таблицы свидетельствуют о том, что значительная часть приемных родителей демонстрирует уровень достаточной опеки – 63,6%. Незначительное количество приемных родителей (36,4%) демонстрирует чрезмерную опеку. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует его личностному развитию, формированию самостоятельности и ответственности за собственную жизнь.

Для изучения отношения ребенка к приемной семье были использованы методика «Незаконченные предложения» и методика Р. Жиля. Описание результатов исследования начнем с анализа данных, полученных с помощью проективной методики «Незаконченные предложения».

Данные представлены в таблице 3.

Согласно данным таблицы 3, 36,4 % детей весьма положительно оценивают приемную семью, 9 % детей – положительно, 27,3 % детей имеют нейтральную оценку семьи и такое же количество детей – демонстрирует отрицательное отношение к семье. Таким образом, можно говорить о том, что детей с положительным отношением к приемной семье несколько больше, чем с отрицательным отношением к ней.
Далее перейдем к описанию результатов изучения отношения к приемной семье у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полученных с использованием методики Р. Жиля. Использование данной методики позволило выявить особенности отношения детей к членам приемной семьи – отношение к маме, отношение к папе, отношение к родителям, отношение к бабушке/дедушке, к близким родственникам, отношение к брату/сестре. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Согласно данным таблицы 4, позитивное отношение к маме выявлено у 63,6 % приемных детей, нейтральное – у 36,4% респондентов. Детей с отрицательным отношением к маме выявлено не было. Совершенно иная тенденция выявлена при анализе отношения приемных детей к папе – основная масса детей (81,8%) испытывают отрицательное отношение, и лишь 18,2% респондентов – нейтральное. Детей с положительным отношением к папе выявлено не было.

Говоря об отношении детей к приемным родителям, то можно утверждать, что основная масса (72,7%) детей испытывают нейтральное отношение к ним, 18,2% отрицательное и 9,1% – положительное.

Отношение приемных детей к родственникам (бабушкам/дедушкам) можно считать позитивным: 45,4% респондентов имеют позитивное отношение, 54,6% – нейтральное. Подобная тенденция выявлена при анализе отношения приемных детей к брату или сестре: 72,7% респондентов демонстрирует позитивное отношение к ним, 27, 3% – нейтральное.

Результаты изучения особенностей детско-родительских отношений в приемных семьях позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, большая часть родителей в замещающих семьях придерживается демократического стиля семейного воспитания, который характеризуется уважительным отношением к приемным детям. Он способствует формированию у детей самостоятельности, инициативности, чувства собственного достоинства.

Во-вторых, значительная часть родителей уделяет достаточное внимание приемным детям, сохраняя оптимальный баланс между чрезмерной и недостаточной заботой о детях.

В-третьих, выявить преобладающий тип отношения детей к приемной семье не представилось возможным – примерно одинаковое количество детей демонстрирует весьма положительное, положительное и отрицательное отношение к приемной семье. Возможно, это обусловлено небольшим количеством респондентов, поэтому для получения достоверных данных необходимо увеличить количество респондентов.

В-четвертых, у основной массы детей выявлено позитивное отношение к маме, отрицательное отношение к папе, и в целом нейтральное к родителям вообще. Отношение к бабушкам/дедушкам у большинства детей нейтральное, а вот к братьям/сестрам – позитивное.

Таким образом, можно говорить о том, что основная масса родителей в замещающих семьях придерживается демократического стиля воспитания и демонстрирует оптимальный уровень опеки в отношении приемных детей. В свою очередь большинство детей испытывают позитивное отношение к маме, братьям/сестрам, нейтральное – к бабушкам/дедушкам и другим родственникам, отрицательное – к папам.

Список использованных источников:

1. Герасимова Е.В. Психолого-педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье: автореф. дис. канд. психол. наук / Е.В. Герасимова. – Самара, 2008. – 25 с.

2. Захарова Ж.А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях приемной семьи / Ж.А. Захарова // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – № 1. – С. 25–32.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 366 с.

4. Морозова И.С. Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Т. О. Отт // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 3 (59). – Т. 3. – С. 146-151.

5. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В. Н. Ослон, М.: Просвещение, 2014. – 366с[1].

[1]Буянова, В. В. Изучение детско-родительских отношений в приемных семьях / В. В. Буянова, Е. В. Самосадова, О. П. Александрина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. - № 54 (4.) – С. 158-165
АВТОРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
БУЯНОВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

САМОСАДОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

АЛЕКСАНДРИНА ОЛЬГА ПЕТРОВНА - студентка факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Made on
Tilda